Главная

От сладкоголосой красотки до гордой феминистки: как менялись мультяшные принцессы (и мы вместе с ними)

От сладкоголосой красотки до гордой феминистки: как менялись мультяшные принцессы (и мы вместе с ними)

кадр из фильма

loading...

Белоснежка

Итак, на дворе 1937 год: в Америке состоялась триумфальная премьера диснеевской «Белоснежки»: первого в мире полнометражного анимационного фильма, имеющего звук и цвет. За создание этого мультфильма Уолт Дисней получил аж восемь «Оскаров». Сюжет сказки братьев Гримм знаком любому ребенку, и диснеевская Белоснежка недалеко ушла от прототипа. Собственно, эта принцесса – воплощение идеала женщины начала – середины 20 века: она хороша собой, способна радовать мужчину своим прекрасным голосом, а еще скромна и добродетельна. Кроме того, Белоснежка – прекрасная хозяйка: попав в дом гномов, она тотчас начинает наводить порядок и готовить. Никаких других качеств от девушки не требуется: вспомним, что Белоснежка и принц полюбили друг друга, хотя не обмолвились ни словом – а зачем? Она поет, он наслаждается!

В мультике нет ни одного момента, когда Белоснежка бы проявила собственную волю: даже когда слуга королевы заносит над ней кинжал, она лишь закрывает лицо руками. Месседж очевиден: будь приветлива и добра ко всем, хорошо выгляди – и прекрасный принц спасет тебя.

От сладкоголосой красотки до гордой феминистки: как менялись мультяшные принцессы (и мы вместе с ними)

кадр из фильма

Золушка

Золушка из одноименного мультфильма (1950 год) не слишком отличается от Белоснежки: она тоже скромна, прилежна, трудолюбива, покорна своей судьбе и верит в чудо. К тому же она прекрасная рукодельница. Может показаться, что главная сюжетная линия мультика – вовсе не история Золушки, а противостояние мышек и коварного кота Люцифера. В большей части сцен, посвященных Золушке, главная героиня поет и прибирается или рукодельничает. Но все-таки у этой принцессы инициативы больше, чем у Белоснежки: например, Золушка с помощью своих друзей – мышек и птичек – сама мастерит себе наряд для бала; на балу она разговаривает с принцем; а в финале, не растерявшись, подает королевскому гонцу свою вторую хрустальную туфельку взамен разбившейся.

От сладкоголосой красотки до гордой феминистки: как менялись мультяшные принцессы (и мы вместе с ними)

кадр из фильма

Ариэль

А вот «Русалочка» (1989) – уже совсем другая история: Ариэль решительна, предприимчива, имеет собственную точку зрения и не боится менять свою судьбу. У этой принцессы есть чему поучиться: она не просто ждет чуда, а борется за мечту. Два важных отличия от предыдущих мультфильмов: во-первых, Ариэль не такая, как все (любит мир людей больше, чем подводное царство), но не стыдится этого и меняться не собирается.

Во-вторых, здесь тема детско-родительских отношений впервые предстает в новом свете. Очевидно, что в конфликте Ариэль и Тритона виноваты оба: то есть традиционный паттерн «старший, тем более, отец всегда прав» подвергается сомнению. Ариэль рискует, преодолевает свой страх перед морской ведьмой Урсулой и в результате сама завоевывает себе место «под солнцем» – то есть рядом с принцем.

Она отбрасывает традиционную девичью скромность – ей ведь нужно добиться поцелуя принца! «Русалочка» – первая картина про принцесс, где создатели поменяли финал оригинала: у Андерсена Русалочка погибает. В общем, разница за прошедшие сорок лет на лицо: покорная судьбе, покладистая Белоснежка и темпераментная, решительная, своенравная Ариэль.

От сладкоголосой красотки до гордой феминистки: как менялись мультяшные принцессы (и мы вместе с ними)

кадр из фильма

Белль

Очень похожа на Русалочку и героиня вышедшего два года спустя (в 1991) мультфильма «Красавица и Чудовище» – Белль. Она тоже в одиночку противостоит своему окружению: весь городок считает увлечение Белль чтением не очень-то нормальным. Наверное, это первый мультик, в котором показано, что женщина может быть умнее и образованнее мужчины: Гастон по сравнению с Белль – настоящий невежа. А еще это первая принцесса, цель которой изначально – не выйти замуж, а путешествовать и узнавать новое.

Белль отважна: бросается спасать отца, не раздумывая, остается в заколдованном замке в обмен на свободу Морриса, не боится спорить с самим Чудовищем. Интересно, что главные герои – Красавица и Чудовище – влюбляются в друг друга не из-за внешности, а благодаря общей страсти к книгам. А традиционные связки «дочь-отец» и «девушка-мужчина» здесь вообще перевернуты с ног на голову.

Белль заботится об отце, как о несмышленом ребенке, а красавцу Гастону отказывает в браке и прямо в лицо высказывает все, что думает о нем. Даже финал – «перевертыш»: вместо традиционной «девы в беде», которую спасает принц, здесь в беде – Чудовище; поцелуй любви девушка дарит возлюбленному, а не наоборот (как в большинстве старинных сказок, вспомним хотя бы «Спящую красавицу»).

От сладкоголосой красотки до гордой феминистки: как менялись мультяшные принцессы (и мы вместе с ними)

кадр из фильма

Не только белый

Жасмин

1992 год ознаменовался в мире мультфильмов небольшой революцией, которую, впрочем, мало кто заметил. Впервые принцессой стала девушка с темным цветом кожи – очаровательная Жасмин из «Аладдина». Эта принцесса под стать своим мультяшным сестрам Белль и Ариэль: независимая, гордая, уверенная в себе, за словом в карман не полезет. Она тоже хочет сама решать свою судьбу и не желает выходить замуж за тех, кого не любит. Даже богатство не то качество, которое ценит Жасмин. «Я не приз, который выигрывают!» – в негодовании заявляет она Аладдину. В финале Жасмин убеждает отца изменить законы Аграбы, чтобы принцессы сами могли выбирать себе мужей.

От сладкоголосой красотки до гордой феминистки: как менялись мультяшные принцессы (и мы вместе с ними)

кадр из фильма

Покахонтас

Обворожительные смуглолицые красавицы становятся главным хитом девяностых: индейская девушка Покахонтас (мультфильм 1995 года) и китаянка Мулан (мультфильм 1998 года). И впервые в этих мультфильмах фокус с любовной истории смещается на не менее важные вещи.

Для Покахонтас на первом месте – судьба ее народа. Она ведет себя с англичанином Джоном Смитом как с равным, указывая ему, что он – чужак – должен признавать и уважать законы этого мира: «Ты думаешь, что люди – это те, кто выглядят и думают, как ты. Но если ты пойдешь по следам незнакомца, ты научишься чему-то новому».

Покахонтас очаровывает своей цельностью, умением жить в гармонии с природой, чувством собственного достоинства и независимостью. Кроме того, она отлично владеет собственным телом: в мультфильме немало моментов, показывающих, что Покахонтас более ловкая и быстрая, чем Джон Смит. «Покахонтас» – первый мультфильм без традиционного хеппи-энда со свадьбой: в финале Джон Смит и его возлюбленная расстаются, причем это решение самой Покахонтас. «Я нужна здесь, а ты должен ехать», – говорит она англичанину.

От сладкоголосой красотки до гордой феминистки: как менялись мультяшные принцессы (и мы вместе с ними)

кадр из фильма

Мулан

Образ Мулан созвучен с Покахонтас: молодая китаянка живет в эпоху, где законы диктуют мужчины, однако это не мешает ей осуществлять свои планы. Чтобы отца не забрали на войну, Мулан крадет его доспехи и отправляется в армию вместо него. Там она сражается наравне с мужчинами, порой одерживая верх в поединках. Любовная линия в этом мультфильме отходит на второй план. В центре внимания – Мулан, которая благодаря своей сообразительности и решительности спасает Китай от захватчиков. В финале появляется намек на развитие романтических отношений героини и молодого офицера Шанга, но ни о какой свадьбе и речи не идет.

От сладкоголосой красотки до гордой феминистки: как менялись мультяшные принцессы (и мы вместе с ними)

кадр из фильма

Тиана

В «Принцессе и лягушке» (2009) главная героиня – афроамериканка Тиана, работающая официанткой в современном Новом Орлеане. Чтобы спасти от чар принца, превращенного в лягушку, она целует его, но заклинание срабатывает наоборот – и Тиана тоже становится лягушкой. После всех перипетий герои снова становятся людьми (а заодно и влюбляются друг в друга): но тут зрителей ждет необычный сюжетный поворот, которого бы наверняка не одобрили в середине двадцатого века. Вместо того чтобы отправиться с принцем на его родину и стать настоящей принцессой, Тиана вместе с возлюбленным открывают свой ресторанчик – и счастливы!

От сладкоголосой красотки до гордой феминистки: как менялись мультяшные принцессы (и мы вместе с ними)

кадр из фильма

Великолепная тройка

Рапунцель, Мерида и Эльза

А теперь – три главных принцессы новейшего времени: Рапунцель («Запутанная история», 2010), Мерида («Храбрая сердцем», 2012) и Эльза («Холодное сердце», 2013). От них без ума все современные девочки (и некоторые родители тоже), главные сольные партии героинь все знают наизусть, куклы раскупаются, как горячие пирожки. Чем они покорили наши сердца?

Причин может быть много: принцессы обаятельны, их характеры – правдоподобны, действия естественны, у всех – востребованные в современном мире черты: решительность, инициативность, умение постоять за себя, находчивость, стремление самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Каждая принцесса – яркая и неповторимая: обладающая отменным чувством юмора, мечтательная, находчивая Рапунцель; отважная, темпераментная Мерида; гордая, независимая Эльза.

Традиционные любовные линии здесь или отсутствуют, или очень слабые: Эльзе не до прекрасных принцев, Мерида делает все, чтобы избежать замужества и только у Рапунцель складывается роман с Райдером.

Но по сути, месседж всех трех мультфильмов такой: все проблемы – родом из детства, а главные демоны живут внутри нас. Каждая из трех историй – больше, чем просто сказка: это настоящий краткий курс по детско-родительским отношениям, ликбез по травмам детства, предупреждение для взрослых и терапевтика для детей любых возрастов (даже для тех, у кого уже свои дети). И матушка Готель из «Запутанной истории», и мама Мериды, и родители Эльзы стремятся оградить принцесс от опасностей внешнего мира, убеждая и себя, и других, что действуют во благо – и в итоге выходит только хуже.

Конечно, матушка Готель – злодейка, действующая в собственных интересах, а родители Мериды и Эльзы искренне любят своих дочерей и желают им добра. Но посыл один: «мама умней!» — а значит, дочерям нужно отказаться от собственных желаний, «закрыть все чувства на замок» (как у Эльзы), отгородиться от мира и беречь свой дар (как Рапунцель), не рисковать и найти себе мужа (как у Мериды). Знакомые паттерны современности, не так ли?

Хеппи-энд у этих мультфильмов разный: кто-то выходит замуж, кто-то – счастливо этого избегает, а кто-то об этом и не думает – зато все героини так или иначе воссоединяются с родными. И в конечном счете эти истории – про взросление и принятие себя. А еще про безусловную важность семьи и про то, что любовь и взаимопонимание между мамой и дочерью, между сестрами порой важнее, чем поцелуй самого прекрасного на свете принца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.